Об электронном звонаре и истории его происхождения

Прорыв, вносимый технологиями в наше повседневное существование, неизбежно приводит к новшествам в самых неожиданных областях. В 2007 году, ровно через десять лет после того, как искусственный интеллект впервые обыграл человека в шахматы, Международный центр колокольного искусства открыл новую страницу в истории колокольного звона. Именно тогда была создана первая электронная система, способная исполнять колокольные звоны с мастерством, сравнимым разве что с самыми виртуозными звонарями.

Создателями системы стали руководитель Международного центра колокольного искусства, ныне главный звонарь Исаакиевского Собора Андрей Анатольевич Дьячков и инженер из Черноголовки Игорь Михайлович Архипов. Их невероятное достижение - электронный звонарь - открыло новую эпоху в этом древнем искусстве.

Однако в наши дни начинают появляться новые производители электронных систем. Кто знает, возможно, уже завтра, с поддержкой новейших технологий, каждый из нас станет способен собрать своего собственного "электронного звонаря"? И даже дети на уроке в воскресной школе смогут создать электронного звонаря для своего храма? Как можно сочетать прогресс с традициями, чтобы "электронный звонарь" стал не конкурентом, а дополнением к искусству настоящего звонаря, принося радость служителям и прихожанам?

Открываем для вас секреты этого удивительного сочетания искусства и технологии, и кто может рассказать о них лучше Андрея Анатольевича Дьячкова? Он не только является создателем этой уникальной электронной системы в России, но является и руководителем Архангельской школы звонарей. Погрузитесь в глубины колокольного искусства, проникая в понимание его современного пути развития и его взаимосвязи с исконными традициями.

- Андрей Анатольевич, в Вас совмещаются несколько замечательных ролей: композитор, звонарь с глубокой преданностью своему делу, литейщик колоколов и в то же время разработчик электронных технологий для колокольного звона. Как удается гармонично объединить все эти аспекты Вашей деятельности?

- Колокольное искусство это и история, и музыка, и строительство, и наука. Только комплексные знания позволили нам создать «электронный звонарь». Необходимо было продумать принципы настройки силы удара и синхронизации колоколов между собой для их наилучшего звучания, интегрировать электронику в ручную систему управления, а также создать сами колокольные произведения, которые в полной мере соответствовали бы канонам и традициям русского колокольного искусства.

- Известно, что некоторые звонари с некоторой осторожностью воспринимают своего электронного "коллегу", видя в нем потенциального соперника. Как вы смотрите на эту ситуацию?

- Храмы по всей России молчат - от силы в десятой части из общего числа храмов есть регулярный колокольный звон. Существует острая нехватка звонарей. Преподаватели нашей звонарской школы, равно как и наши коллеги-учителя из других городов, не справляются даже на десятую долю с этой проблемой. Поэтому мы рады, что появилась возможность исполнения звонов с помощью технического устройства там, где нет настоящего звонаря. К тому же, с течением времени оказалось, что «электронный звонарь» можно использовать как удобный самоучитель, с помощью которого начинающие звонари могут самостоятельно осваивать новые звоны.

- То есть опасения кампанологов не оправданы?

- Вопрос непростой. Как автор «электронного звонаря», я чувствую моральную ответственность за его дальнейшее развитие в России. Прежде чем запустить оборудование в серийное производство в 2008 году, мы провели множество консультаций с авторитетными церковными богословами, такими как профессор Алексей Ильич Осипов, протоиерей Димитрий Смирнов и многими другими. Однако за последнее время появилось немало наших последователей - производителей системы, и их число растет. Среди них есть серьезные предприятия, с которыми мы сотрудничаем, охотно их консультируем, делимся своей базой звонов и т.п. А есть небольшие фирмы, где работает 1-2 человека, зачастую технически подкованных, но далеких от звонарского искусства и, к сожалению, не всегда воцерковленных. Действительно их работа нередко создает негативные последствия для колокольных звонов. Поэтому я хотел бы сформулировать основные принципы, следуя которым наши ученики – современные и будущие производители «электронных систем» смогут не только не разрушать традицию церковного колокольного искусства, а напротив, распространять и укреплять ее.

- Какие же это Правила?

- Правило первое. Совместимость с ручной системой звона. Необходимо так подключать электронное оборудование, чтобы оно не блокировало возможность настоящего звона. При монтаже надо делать так, чтобы две системы: ручная и электронная не мешали друг другу. Причем ручная система должна быть удобна даже для новоначального звонаря. А иногда на колокольнях проводятся и вовсе целые фестивали колокольных звонов. Например, в г. Суздаль, на колокольню Ризоположенского монастыря, приезжают десятки звонарей, звонят, кто во что горазд, – а ведь там стоит и электроника! В течение всего года, когда сестры не могут подняться на колокольню, электронный звонарь сзывает верующих на богослужение, и над Суздалем раздаются красивые колокольные звоны. Но ни о какой замене людей здесь не может быть и речи. И фестиваль этому хороший пример. Неразумно возражать против использования электронного звонаря. Ведь это значит желать лишить возможности прихожан и жителей города слышать звон. Звучат мысли отдельных ревнителей о том, что раз настоящего звонаря, положенного по уставу, нет, то пусть и никакого не будет. Но разве это нормально? Мне кажется, что здесь нужно руководствоваться двумя принципами: «Не человек для субботы, а суббота для человека» и «Все хорошо в меру»!

- Вероятно, второе правило связано с качеством самих звонов?

- Именно так. Правило второе. Репертуар колокольных звонов. Мы призваны сохранять традицию колокольных звонов, не искажая ее, не внося модернизма. Эта традиция настолько глубока и обширна, что нам не исчерпать ее. Она самодостаточна, ее не надо развивать в музыкальном плане. Репертуар колокольных звонов при этом весьма ограничен: в Русской Православной Церкви вряд ли кто-то сможет насчитать более 50 звонов. Ну, разве что еще 20-30 вариаций… Даже самые лучшие звонари не владеют всем репертуаром. А обычный звонарь на храме чаще всего знает всего лишь один-два звона, которые все время и исполняет. Впрочем, в этом так же есть плюс: у каждого храма появляется свой привычный колокольный голос, который зависит от имеющихся колоколов и манеры исполнителя. Можно по слуху определить, где звонят: на Никольском, в монастыре, а может быть в Троицком... Колокольный звон должен быть узнаваемым, как узнаваема архитектура православного храма, иконопись, церковное пение. Как и любой вид церковного искусства, он должен помогать человеку настроиться на духовный лад, а не развлекать его, не отвлекать от молитвы.

- Расскажите о процессе создания звонов для «электронного звонаря»?

- Начну издалека, с конца XX столетия. История нашей Архангельской школы звонарей начиналась в 1974 году. Как известно, в советское время храмам было запрещено звонить в колокола «чтобы не нарушать покой трудящихся». За годы государственного атеизма искусство колокольного звона было практически утрачено: звонарей не осталось, а записей звонов не сохранилось. Звонили лишь в Лавре, в Ростовском Кремле, в Псково-Печерском монастыре и еще некоторых храмах и монастырях. Но вот, в музее деревянного зодчества «Малые Корелы» в Архангельской области, где занимались возрождением народных традиций, группе исследователей-энтузиастов удалось пробить тему возрождения колокольного звона. Профессиональные фольклористы и этнографы организовали целый ряд экспедиций по поиску старинных церковных колоколов. В итоге в музее к 1975 году собралась большая колокольная коллекция – более 150 экспонатов! Главным хранителем Малых Корел в то время был историк Иван Данилов. Он и стал первым звонарем музея, а впоследствии, за талант и необычайное мастерство его назвали Первым звонарем России. Иван Васильевич осваивал на колоколах техническую сторону звонов, последовательно занимался возрождением забытого искусства. Именно ему было суждено создать первую в России, тогда еще – в СССР школу звонарей. Когда Иван Васильевич ушел из жизни в 1998 году, возглавить Архангельскую школу звонарей довелось мне. Мы продолжили возрождение традиционных колокольных звонов, собирали их буквально по крупицам – и впоследствии заложили их в память нашего «электронного звонаря».
Именно поэтому я убежден, что по нашему примеру научными руководителями при создании электронных систем колокольного звона должны быть именно школы звонарей.

- Какими историческими и музыкальными источниками вы пользовались для реконструкции колокольных звонов?

- Во многом мы действовали по наитию. Сами колокола содержат в себе сведения о том, как надо звонить. Представьте себе, что человек, никогда не видевший велосипеда, найдет его. Но путем проб и ошибок он все же разберется, для чего нужен этот агрегат и как им пользоваться.

На сохранившихся исторических иллюстрациях можно рассмотреть, как колокола подвешены, как они соединены между собой, в какой позе стоит звонарь. И конечно, имея в виду тот факт, что звонарями были в подавляющем большинстве люди без музыкального образования, из народа, можно догадаться, что они играли на колоколах то, что шло у них изнутри – а значит, звоны были связаны корнями с песенным народным творчеством. Руководствуясь этими идеями, первые звонари нашей школы и воссоздавали колокольное искусство. Ведь это искусство – русское, традиционное, оно является органичной частью культуры нашей Родины, а значит, оно живет и в нас самих. К счастью, в 70-е – 80-е годы еще оставались старожилы, которые рассказывали, какие звоны они слышали в детстве и юности. Они слушали, как звонят Иван Данилов, Валерий Лоханский, другие музыканты и отмечали, что эти звоны тождественны тем, что они когда-то слышали.
Первопроходцы звонов восстановили азы. Нам же довелось развивать уже нечто более сложное, академическое. Мы обратились к русскому музыкальному наследию, творчеству великих русских композиторов. Я, например, для себя нашел огромный источник информации о традиционных звонах в русской классической симфонической музыке. Глинка, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев использовали колокольные звоны в качестве источника вдохновения, более того, имитировали их звучание средствами симфонического оркестра – и мы использовали эти мелодии, расшифровывая их и вновь переводя в ритмику звона на колоколах.

- Давайте продолжим разговор о правилах, которым должен соответствовать электронный звонарь.

- Правило третье. Удобные, ремонтопригодные, с хорошим откликом приводы к колоколам! Необходимо технически обеспечить звучание колоколов, аналогичное ручному звону – только при этом условии сохраняется возможность добиться красоты звучания. Ударить в колокол тоже можно по-разному: колокольным языком или молотком, изнутри или снаружи. И лучший звук достигается именно при игре в колокол родным для него языком. Существует три способа, чтобы извлечь звук из колокола. Это молоток, как в курантах. Он чаще всего бьет с наружной стороны колокола, по массе уступает колокольному языку и конечно, не может создать ни того тембра, ни той силы удара, чтобы полноценно играть на колоколе. Затем мы изобрели магнитный втягивающий привод – но он оказался маломощным и звон, осуществляемый с его помощью, не был аналогичен по своим характеристикам ручному звону. От такого привода пришлось отказаться. И наконец, привод, который мы использовали ранее и к которому, усовершенствовав, окончательно вернулись. Его принцип работы состоит в том, чтобы наматывать репшнур на вал. Наш привод компактный, эстетичный, он может привести в звучание колокол любого веса. Чем больше колокол, тем просто на большее расстояние надо отвести его язык для удара – соответственно, используется более длинный трос. А шнур должен наматываться на вал, и его не видно. Благодаря этому мы достигаем соблюдения четвертого правила – Эстетического. «Электронный звонарь» не должен портить внешний вид колокольни. Панель управления и электронная начинка обычно умещаются в небольшом корпусе, который крепится на стену и его не видно снизу.

- Безусловно «электронный звонарь» призван сохранять традиции и развивать искусство колокольных звонов. Но Ваших заказчиков наверняка интересуют и практические вопросы: например, надежность и долговечность оборудования.

- Это важный вопрос, и ему посвящено наше Пятое правило. Обязательное наличие сервис-службы. Качественное и своевременное обслуживание. К нам постоянно обращаются люди, которые приобрели электронные системы звона у других производителей, с просьбой: «А не могли бы вы починить этот аппарат?» Мы выезжаем на место и понимаем, что порой недостаточно просто починить, необходимо постоянное сервисное обслуживание. А еще нужно обучать людей на местах, сотрудников храмов, чтобы они могли сами производить элементарную техническую поддержку. Оборудование у нас сложное. Это, конечно, не автомобиль, но уже далеко и не микроволновка или холодильник, которые просто включил и пользуешься. Мой опыт создания электронных систем привел меня к твердому убеждению, что без сервисного обслуживания полноценное использование Электронного звонаря за редким исключением, практически невозможно.

Там, куда мы поставляем оборудование, мы так и делаем: и технику на обслуживание берем, и людей обучаем. К этому подходу призываем всех, кто занимается Электронными системами! За 17 лет работы мы выпустили более 2 тысяч электронных звонарей. Это огромное хозяйство, рассредоточенное по всей стране. Оборудованию требуется настройка, мелкий ремонт, профилактика. Благодаря тому, что мы начинали как сервисная компания, которая развешивает колокола, у нас много монтажников, специалистов по развеске, живущих в разных городах. Каждый монтажник обслуживает свой регион. Выстраивается довольно сложная, но удобная логистика, в которую входят даже самые удаленные храмы. Всё получается делать быстро и качественно, поддерживая колокольные звоны на должном уровне.

- Вы обслуживаете системы на платной основе?

- Тем, кто приобрел «электронного звонаря» у нас, мы предоставляем гарантию до 3-х лет не только на оборудование, но и на результат!, и в рамках этой гарантии выезжаем на место, чтобы все наладить, подтянуть, настроить. На гитаре и то струны растягиваются. А тут такие размеры оттяжек, такие веса колоколов, такие погодные условия… Это как с автомобилями: автосервис есть в любом городе, даже в деревне. И мы, создав целую отрасль Электронных звонарей, создали для них и собственный сервис!

- Гарантия на оборудование и гарантия на результат - действительно интересно и важно! Но почему гарантии только на оборудование недостаточно?

- Тут надо смотреть, что предполагает эта гарантия. С точки зрения законодательства гарантия на оборудование означает, что пользователь сам должен снять оборудование и выслать производителю, а тот починит его и вышлет обратно. Максимум, на что можно рассчитывать в гарантийный период, это бесплатная замена комплектующих и оплата пересылки. А как все это снять, потом обратно подключить, настроить? – Для этого нужны специалисты. У нас есть такие ресурсы, т.е. для осуществления полноценного сервиса в масштабах всей Церкви нужно человек двадцать монтажников, постоянно курсирующих по стране.

- Таким образом, для успешного функционирования "электронного звонаря" требуется объединить труд профессиональных инженеров-электронщиков, музыкантов-звонарей и менеджеров-логистов. Но ведь все это могут обеспечить производственные и трудовые ресурсы лишь крупного многофункционального предприятия!?

- Да, совершенно верно! Мы воспринимаем «электронный звонарь» как продукт нашей школы звонарей, как кладезь колокольных традиций, куда мы вложили весь свой опыт, инженерную мысль, знания церковного устава, колокольные звоны, музыку, научные и кампанологические разработки.

Сам этот ящик, электронный звонарь, это своеобразный электронный носитель всех этих знаний и традиций. Но чтобы он таковым и оставался, важно следовать изложенным нами правилам. Надеемся, что этот материал прочтут и те, кто отвечает за оборудование колоколен при храмах, и настоятели этих храмов, а особенно наши коллеги и последователи, которые создают электронное оборудование. «Электронные звонари» все равно будет устанавливаться на храмах – как повсеместно устраивается теперь более ста лет назад вошедшее в нашу жизнь электрическое освещение, как прижились недавно появившиеся компьютеры, смартфоны, интернет. Сначала многие воспринимали все это с опаской, а в результате - с чувством, с толком, с расстановкой все было обращено к проповеди Слова Божия!